Счастье и радость - лучшие друзья детства.

Суббота, 05.10.2024, 16:42

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Из опыта работы

Адаптация к детскому саду ребёнка раннего возраста.

Уважаемые, коллеги! Тема нашего семинара: «Адаптация к детскому саду ребёнка раннего возраста». Сегодня мы с вами поговорим о маленьких детях, которые только пришли к нам в садик. Чтобы лучше их понять, на нашей встрече мы побудем немного детьми и вспомним свое детство.

Игровое упражнение «Вспомним свое детство»

Участникам предлагается вспомнить свое детство. Психолог бросает мяч, а педагоги ловят его и отвечают на вопрос.

- Вы были послушным ребенком?

- Вы с удовольствием посещали детский сад?

- Помните ли вы как зовут ваших воспитателей?

- Отбирали ли вы игрушки у детей из группы?

- Ругали ли вас взрослые за то, что вы плохо кушаете?

- Помните ли вы свою любимую игрушку в детстве?

- Нравилось ли вам убирать свои игрушки?

- Мечтали ли вы в детстве поскорее вырасти, чтобы можно было делать то, что хочешь?

- Что из детства вам запомнилось больше всего?

Из полученных ответов можно сделать вывод, что в детстве мы, взрослые, были веселыми, задорными, иногда капризными и непослушными, любознательными, балованными…. Все мы были очень разными… Но мы знали и чувствовали, что рядом с нами всегда добрые и строгие взрослые, внимательные и терпеливые, мудрые, красивые, а главное – ЛЮБЯЩИЕ. Главная потребность ребенка дошкольного возраста, при условии гармоничного развития личности, - это потребность в любви, принятии, понимании и уважении. Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада возникла с самого начала существования дошкольных учреждений и продолжает оставаться актуальной в наше время.

1.Чем, по вашему мнению, является детский сад при поступлении ребенка раннего возраста. Детский сад для него это…?

- новое окружение – взрослые, другие дети, новые игрушки, новые предметы, процесс вхождения в новую среду и т.д.

2. Так что же такое "адаптация"?

На магнитной доске составить из предложенных слов определение "Адаптация".

Материал: магнитная доска, магниты, листы бумаги с напечатанными словами ( + лишние слова) для определения слова "Адаптация".

Адаптация - это процесс вхождения ребёнка в новую для него среду и приспособление к её условиям.

3. Адаптация бывает только при поступлении в детский сад? Или этот период повторяется, если ребёнок возвращается в группу после отпуска или после болезни?

Всё зависит от продолжительности пропуска. Если ребёнок пропустил неделю, то, как правило, ему может потребоваться несколько дней для того, чтобы вновь привыкнуть к изменению ритма. Если подольше — то и времени может потребовать больше. Так что, адаптация происходит каждый раз, когда ребёнок возвращается в садик после перерыва. Но обычно она гораздо более мягкая и незаметная, чем первичная — когда ребёнок только начинает ходить в садик.

4. Период привыкания ребенка к новым социальным условиям делится на три степени адаптации. Сейчас давайте вспомнить периоды адаптации. (Слайд №2)

Легкая - отрицательное эмоциональное состояние длится недолго. В это время малыш плохо ест, спит, неохотно играет с детьми. Всё это нормализуется в течение 10 —15 дней.

Средняя - эмоциональное состояние нормализуется более медленно, на протяжении одного месяца. Бывает, ребёнок болеет (ОРЗ, ОРВИ 1—10 дней без осложнений).

Тяжелая - когда эмоциональное состояние нормализуется очень медленно (иногда несколько месяцев). В этот период ребенок либо переносит повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо проявляет стойкие нарушения поведения (старается спрятаться, уйти куда-нибудь, сидит в приемной и зовет маму и т. п.). У некоторых этот процесс протекает так тяжело, что их приходится признать «несадовскими». Да, такие дети встречаются. Не часто, но встречаются.

 

По статистике, большинство детей, поступивших в ДОУ, переживают среднюю или тяжелую адаптацию.

 

5. Решение проблемных ситуаций, задач.

Задание: определите степень адаптации у этих детей.

Задача №1

Максим (2 г.), придя в группу, подошел к машинкам, стал катать по полу. Когда воспитатель предложила сесть за стол, чтобы позавтракать он отказался, есть он будет дома. Такая ситуация длилась в течение недели. Через неделю Максим сам сел за стол, ел с аппетитом. Спать остался на 5 день, воспитатель сидела с ним и поглаживала его по спинке. Когда уходил домой, сказал, что придет завтра.

 

Задача №2

Александра (2г. 3м.) первое время сильно плакала, не хотела играть с детьми. Все время держалась за воспитателя и спрашивала: "где мама?". За стол садилась, но сама есть отказывалась, воспитатели кормили. Утром не хотела отпускать маму. Через неделю стала подходить к детям и наблюдать, что они делают, но с ними не играла. Через 3 недели сама стала есть, играть с куклами. На 4 неделе заболела, без осложнений, не было 8 дней.

 

Задача №3

Лена (2г.5м) сильно плачет при расставании с мамой, долго не может успокоится. Отказывается от еды. С детьми не играет. Не слазит с рук воспитателя, а если поставить на ноги начинает плакать. На 10 день стали оставлять на сон, укачивали. К концу 4 недели стала кушать - кормят воспитатели, сон поверхностный, просыпаясь - плачет. В течение месяца болела дважды, с осложнением. На протяжении всего дня периодически хнычет.

 

Условия успешной адаптации (Слайд №3)

  • процесс адаптации прошел более успешно, ДОУ должно вести работу по трем направлениям:
    1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе;

Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь, от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла и уюта в группе.
В период адаптации надо временно сохранить привычные для ребенка приемы воспитания, даже если они противоречат установленным в детском саду правилам: перед сном можно покачать ребенка, дать игрушку, посидеть рядом, рассказать сказку. Ни в коем случае нельзя насильно кормить или укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательное отношение к новой обстановке. Можно использовать спокойную музыку как фактор, улучшающий эмоциональное состояние и самочувствие ребенка. Умиротворяюще действуют на детей - игры с песком и водой (успокаивают и расслабляют), песок имеет замечательное свойство «заземлять» негативную психическую энергию, стабилизировать эмоциональное состояние. Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться. Психологи рекомендуют чаще использовать элементы телесной терапии (брать ребенка на руки, обнимать, поглаживать).
Очень важно единство требований двух воспитателей и помощника воспитателей.


  1. Работа с родителями

Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей. Идеально установить контакт с родителями еще до поступления в детский сад и дать им рекомендации, как подготовить ребенка к поступлению в группу. Родители, отдавая ребенка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу. Поэтому задача воспитателя – это успокоить прежде всего взрослых: выйти навстречу к родителям, назвать свое имя, отчество, пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, рассказать, чем ребенок будет заниматься, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации, выяснить как можно больше об особенностях и привычках ребенка (анкета).

(Слайд №4)

Модели взаимодействия с семьёй в адаптационный период

-беседы;

-родительские собрания;

-анкетирование;

-посещение на дому;

-выставки;

-папки-передвижки;

-наглядные формы педагогической пропаганды;

-консультации;

-присутствие родителей во время адаптационного периода в группе;

-укороченное время пребывание ребёнка в группе во время адаптационного периода.

 

3. (Слайд №5)

Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период.

Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период, формирует у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Успешность адаптации ребенка в детском саду также во многом зависит от уровня его сенсорного развития и воспитания. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Внедряя в свою работу инновационную пилотную площадку «Теремок», в которой говорится, что «Сенсорное развитие – основа успешной адаптации», я использую авторские дид. игры: «Разложи по образцу», «Паутинка для паучка», «Посади цветы на клумбу», «Забавные цепочки», «Грядка с овощами», «В каком домике яйцо?»

 

3. Методические рекомендации

Адаптация к новым условиям жизни неизбежна. Но мы в силах сделать этот процесс максимально безболезненным.

Так какие же методы и приемы способствуют облегчению прохождения периода адаптации?

Привлекательный и опрятный внешний вид воспитателя, исключить белый халат.

Воспитатель должен быть: доброжелателен, терпеливым, улыбаться по ситуации.

Называть ребенка ласковым именем, как дома.

Использовать отвлекающие моменты при расставании, плаче.

Использовать игрушки забавы (мыльные пузыри, музыкальные, светящиеся, заводные и т.д.).

При укладывании спать использовать телесный контакт (поглаживание, похлопывание), петь колыбельные или прослушивать фонограмму, разрешать брать с собой в кровать любимую игрушку.

Не отучать в период адаптации от вредных привычек (соска, пустышка, памперс, бутылочка).

Использовать элементы телесной терапии (обнимание и поглаживание ребенка, игры с прикосновением).

Использование игр на сближение детей друг с другом.

Игры, направленные на освоение окружающей среды и знакомство с персоналом детского сада и сверстниками.

Я, хотела бы, поделится играми, которые использую для создания атмосферы принятия ребёнка, установления эмоционального контакта, доверия к воспитателю в группе. Давайте поиграем в эти игры.

1. Игра «Иди ко мне»

Цель: установление эмоционального контакта с ребёнком, приветствие.

Психолог: Я воспитатель. Я встречаю малыша, который пришёл в детский сад. Здравствуй, Алиночка! (Ласково.) Иди ко мне, моя хорошая! (Когда ребёнок подходит, воспитатель его обнимает). Ах, какая хорошая Алиночка ко мне пришла! (Игра повторяется). Что вы почувствовали, когда воспитатель вас встретил?

Обсуждение:

Важны не только телесные поглаживания, но и душевные. Психологические поглаживания необходимы каждому человеку для того, чтобы ощутить себя любимым, нужным, успешным.

Игра «ДОЖДЬ».

Данную игру можно проводить индивидуально каждому ребенку и с подгруппой детей. Дети встают или садятся друг за другом «Паровозиком» и выполняют следующие движения.

Дождь! Дождь! Надо нам расходиться по домам

(хлопаем ладонями по спине)

Гром! Гром! Как из пушек, нынче праздник у лягушек

(поколачивание кулачками)

Град! Град! Сыплет град! Все под крышами сидят.

(постукивание пальчиками)

Только мой братишка в луже

(поглаживание спины ладошками)

Ловит рыбу нам на ужин.

Дети поворачиваются на 180 градусов и делают массаж еще раз.

 

4. «Волшебный мешочек»

Цель: снятие негативных эмоциональных состояний, вербальной агрессии.

Ход игры: если в вашей группе есть ребенок, проявляющий вербальную агрессию (часто обзывает других детей), предложите ему перед входом в группу отойти в уголок и оставить все «плохие» слова в волшебном мешочке (маленький мешочек с завязочками). В мешочек можно даже покричать. После того, как ребенок выговорится, завяжите мешочек вместе с ним и спрячьте.

 

Прием детей в ясельную группу и адаптационный период являются испытанием не только для ребенка, приходящего в ДОУ, но и для самих воспитателей. Успешная работа воспитателей зависит не только от их профессиональных навыков и опыта работы, но и от их мировоззрения, жизненных установок, взглядов, позиций. В условиях каждодневных испытаний на прочность, которые предъявляет к воспитателям период адаптации, на передний план выходят такие личные качества, как твердость духа и уравновешенность.

НаКак утверждал А.С. Макаренко: «Хороший педагог должен быть хорошим актером». Для того чтобы продемонстрировать ребенку всю гамму разнообразных эмоций (в зависимости от ситуации), воспитатель должен хорошо владеть собой и чутко
ощущать потребности ребенка раннего возраста».

 

Категория: Из опыта работы | Добавил: jirikovaelena (26.05.2019)
Просмотров: 368 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Меню сайта

Сверим время

Поиск

Мой опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 46

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0