Счастье и радость - лучшие друзья детства.

Четверг, 04.07.2024, 11:20

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Из опыта работы

«Театрализованные игры как средство развития речи детей раннего возраста»

2 слайд: В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Малыши 3- его года жизни быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

  Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности,    приподнятого    настроения,    поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

  Работая по самообразованию на тему: «Устное народное творчество  в развитии речи детей раннего возраста» в своей практике для повышения уровня речи детей, я использую театрализованную деятельность.

3 слайд: Основной целью моей работы является развитие активной речи детей  раннего возраста средствами театрализованных игр.

4 слайд: Для осуществления работы по театрализованной деятельности с детьми раннего возраста я ставлю следующие задачи:

  • Целенаправленно обогащать словарь детей, посредством развития пассивного и активного словаря средствами театрализованных игр;
  • Вызывать эмоциональный отклик ребенка посредством театрализованной деятельности;
  • Познакомить детей с различными видами театров;
  • Формировать у детей интерес к театрализованной игре, чувство сотрудничества и взаимопомощи, желание участвовать в общем действии;
  • Формировать потребности детей в театрализованной деятельности, понимания речи с наглядным сопровождением;
  • Формировать способности понимать произведения русского поэтического фольклора и произведения детской художественной литературы;
  • Поддерживать у детей познавательное отношение к театрализованным действиям (поддерживать желание ребенка к воспроизведению текста любимой сказки);
  • Побуждать детей к разнообразным действиям с куклами разнообразных театров, с целью ознакомления с ними;

Для того, чтобы добиться определенных успехов в развитии речи  посредством театрализованных игр, мной учитываются возрастные и психофизические особенности детей. Использование театрализованных игр не требует выделения отдельного времени и поиска особых форм работы, а органично сочетается с программой воспитания и обучения дошкольников. Отбор литературных произведений осуществляю с учетом активного и действенного познания детьми окружающего мира, уровня их речевого развития.

5 слайд: В своей работе выделила два направления:

1) Использование театрализованных игр в играх – занятиях  по развитию речи я рассматриваю не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т. д.

2) Использование театрализованных игр в повседневной жизни.

6 слайд: Элементы театрализованной деятельности в повседневной жизни я использую в разных видах деятельности педагогического процесса:

  • в адаптационный период куклы отвлекают детей, помогают им расслабиться, снять напряжение, вызывают у детей положительные эмоции;
  • в режимных моментах;
  • в сюрпризных моментах во время различных занятий;
  • для организации сюжетно-ролевых, подвижных игр.

7 слайд: В группе имеется «Театрализованный уголок», где представлены сказки в соответствии с программой.  Имеется ширма; маски к сказкам «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба». Театр масок увлекает детей тем, что, надевая маски, они сами становятся героями спектакля.

8,9,10,11 слайд:

  • Плоскостной театр: «Колобок», «Теремок».
  • Настольный театр «Колобок», «Курочка Ряба», «Маша и медведь», «Теремок».  
  • Театр-рукавичка «Колобок», «Репка», «Теремок». 
  • Пальчиковый театр «Колобок», «Репка», «Теремок».
  • Театр на фланелеграфе и ковролинографии. 

  В начале занятия мы, как правило, занимаемся пальчиковой гимнастикой. Речь у малышей еще непроизвольно-эмоциональная, она только начинает формироваться, а упражнения для пальчиков, языка, губ, превращенные в увлекательную игру, помогают укреплять и

развивать речевой аппарат.
  Рассказывая и показывая детям сказки, изменяя голос и интонацию в соответствии с героем, позволяет отметить, что малыши, играя с мелкими игрушками, могут разыгрывать хорошо знакомые им русские народные сказки ("Курочка Ряба", "Колобок", "Репка" и др.).
  12 слайд:  Следующим приёмом воздействия на эмоциональную сферу детей через театрализованную деятельность являются праздники и развлечения, во время которых разыгрываются для детей небольшие кукольные спектакли, инсценировки, игры с элементами театрализации, стараюсь вызвать у детей желание включиться в спектакль. Дети всегда рады приходу ряженых взрослых, они с интересом рассматривают  костюм, а приподнятое настроение детей вызывает желание общаться с героями. Для детей раннего возраста праздники и развлечения представляют собой наиболее яркие события в их жизни. Они доставляют радость и эстетические переживания.                                                   

13 слайд: Ввиду того, что речь детей раннего возраста имеет этапность в развитии, поэтому для каждого речевого этапа подобраны и театрализованные игры. Для успешного решения поставленных задач мной составлена картотека по развитию речи в интеграции с задачами по театрализованной деятельности.

В работе с детьми стараюсь включать театрализованные игры (импровизация, драматизация, инсценировка, обыгрывание) практически во все режимные моменты. Например, начиная утреннюю зарядку, дети здороваются с солнышком, которое находится у нас в группе и каждый день нам улыбается. Картотеки игровых упражнений, подвижных игр, утренней гимнастики, физкультминуток, с элементами театрализации обеспечивают непрерывность, поэтапность всестороннего развития детей.
   При разыгрывании сценок по стихотворениям А. Барто «Игрушки учу детей при повторном чтении выполнять характерные действия, повторяя за педагогом строки текста. Формирую умение мимикой, жестами, движением передавать основные эмоции. Поощрять готовность детей участвовать в танцевальных импровизациях.

 

   Знакомя детей с потешками,  я  побуждаю их к подражанию крику птиц, животных, перевоплощению в собак, кошек и других знакомых животных. Для этого проводятся игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями. Первоначально сама проговариваю и сама проделывала  движения, а дети слушают  и смотрят. Затем они точно выполняли движения соответственно тексту. Например, «Зайка серенький сидит и ушами шевелит… ». Или в игре – ситуации: «Забыла девочка котенка покормить, не мог он вспомнить, как покушать попросить», мы учим отождествлять себя с театральным персонажем; развивать внимательность; учим сочетать движения и речь.

Итогом работы по развитию речи средствами театрализованных игр в раннем возрасте стало проведение игр – театрализаций. Проведению игры-театрализации предшествует целая серия подготовительных дидактических игр. Например, прежде чем провести игру-театрализацию «Колобок», провожу дидактические игры по знакомству с персонажами сказки с целью уточнения представления детей о зайце, медведе, лисе, учу изображать этих персонажей сказки (брать на себя роль) и вызвать эмоциональное положительное отношение.

К 3 годам мои воспитанники узнают персонажи сказок, знают их содержание «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок». Средствами  театрализованных игр я вовлекаю детей в диалог, обогащая  активный словарь детей, развивая навыки фразовой речи, что благоприятно влияет на развитие детей.

Конечно, основы театрализованной деятельности только начинают закладываться в раннем возрасте, и дети принимают поначалу лишь пассивное участие в роли зрителей, но при грамотном руководстве воспитателя сформировать необходимые умения не только возможно, но и необходимо

В заключение необходимо отметить, что театрализованные игры способствуют не только развитию умственной деятельности, но и тесно связаны с совершенствованием речи: работая над выразительностью и репликами персонажей, собственными высказываниями, ребенок активизирует свой словарь, совершенствует звуковую культуру речи, ее интонационный строй. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Категория: Из опыта работы | Добавил: jirikovaelena (10.12.2023)
Просмотров: 30 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Меню сайта

Сверим время

Поиск

Мой опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 46

Статистика


Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0