Счастье и радость - лучшие друзья детства.

Четверг, 04.07.2024, 12:15

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Из опыта работы

«Устное народное творчество как средство развития детской речи»

1 слайд.  Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевизор, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с не сформированной связной речью. Поэтому, развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

2 слайд.  Все задачи речевого развития, которые выведены на слайде, решаются в том числе, и с помощью фольклора. Применение устного народного творчества  возможно лишь при широком включении в жизнь детей дошкольного возраста, произведений словесного фольклорного творчества русского народа, различных жанров и разностороннее использовании их в педагогическом процессе.

3 слайд.  Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как устное народное творчество – фольклор.

Малые формы фольклора помогают «выломать язык ребёнка на русский лад»
К.Д. Ушинский

 4 слайд  Фольклор – устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров, а какие вы мне сейчас подскажите.

Задание: Определить жанр устного народного творчества

1.    « Как аукнется, так и откликнется» (пословица)

2.    «На дворе трава – на траве дрова» (Скороговорка)

3.    «Водичка-водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок» (Потешка)

4.   «В некотором царстве, в некотором государстве…» (Сказка)

5. «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик» (загадка)

  Сказки, пословицы и поговорки, потешки, колыбельные и т. д. Это неоценимое богатство народа, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, понимает его красоту, лаконичность, приобщение к культуре своего народа.  Малые формы фольклора «являются первыми художественными произведениями», которые слышит ребенок: вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту.

  Использование пословиц и поговорок на занятиях и в повседневной жизни активизирует речь ребёнка, способствует развитию умения ясно формулировать свои мысли, помогает лучше понять правила житейской мудрости.

Игра с педагогами:

-У меня к вам есть вопрос,

-Кто пословиц знает воз.

Я буду начинать пословицу, а вы должны закончить. Слушаем внимательно. И так первая пословица.

1. Волков бояться – в лес не ходить.

2. Делу время – потехе час.

3. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

4. Не хвались началом – хвались концом.

5. Человек без друзей – что дерево без корней.

6. Семь раз отмерь – один раз отрежь.

7. Без труда – не вытащишь и рыбку из пруда.

8. Поспешишь - людей насмешишь.

Особенно интересной формой фольклора является загадка. Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.  Как вы думаете, уважаемые педагоги, какая основная цель у загадки? (ответы педагогов)

Цель разгадывания загадок:

 -умение самостоятельно делать выводы, умозаключения;

- умение ярко и лаконично передавать образы предметов;

- процесс разгадывания загадок учит детей рассуждать, сравнивать, находить поэтические описания, доказывать своё мнение.

 

  Отгадывание загадок активизирует словарь детей, закрепляет умение выделять существенные признаки предметов. Загадки развивают любознательность у детей, заставляют ребенка внимательно вдумываться в каждое слово, сравнивать его с другими словами, находить в них сходство и различие, развивают наблюдательность, стремление к размышлению и познанию окружающей действительности.

  В  младшей группе часто воспитатель сам дает ответ на загадку. Желательно отгадку показать, используя рисунки, игрушки и т.п. и обязательно еще раз повторить текст загадки. Дети будут запоминать загадку и в следующий раз сами ее отгадают.  Детям средней группы воспитатель иначе преподносит загадку. Он ее загадывает, помогает отгадать, и, вместе с детьми выясняет, что именно подсказало отгадку. Дети старшего дошкольного возраста не просто отгадывают загадку, а уже сами должны объяснить, почему именно такая отгадка. Дети могут загадывать загадки друг другу.

Предлагаю вам отгадать загадки, но не простые, а многоликие.

  • Без крыл летит, без ног бежит

Без огня горит, без ран болит.

(Ветер, туча, солнце, сердце)

  • Пришёл волк-весь народ умолк,

Ясен сокол пришёл, весь народ пошёл.

(Ночь, день)

  • Была белая да седая,

Пришла зелёная, молодая.

(зима, весна)

Мать толста, дочь красна,

Сын храбёр, под небеса ушёл.

(Печь, дым, огонь)

  • Дарья да Марья друг на дружку глядят,

Сойтись не могут.

(Пол, потолок)

Скороговорки - тоже игра со словом. В них поставлены слова, похожие по звучанию, в которых используются одни и те же или сходные звуки, но в разных комбинациях. Произнести их трудно, при быстром произнесении органы речи не успевают перестроиться, получается что - то не то, и это вызывает у детей веселье, смех. Но скороговорка не только забава, она и хорошая гимнастика для органов речи.

Скороговорки способствуют развитию правильной речи, закрепляют правильное произношение звуков, для тренировки и совершенствования голосового аппарата, развивают фонематический слух у ребёнка.

Чистоговорка - слагается для упражнения в скором и чистом произношении, в ней сталкиваются звуки, затрудняющие быстрый говор. Детям младшего и среднего возраста предлагаются чистоговорки, небольшие по объёму и простые по содержанию. Их смысл должен быть понятен детям, близок их жизненному опыту.

В младшем и среднем дошкольном возрасте шутки - чистоговорки даются в игровой форме с применением наглядного материала, используются инсценировки. Шутки чистоговорки можно применять не только в качестве речевого материала для формирования правильного звукопроизношения, но и для развития и совершенствования речевого слуха. Переходить к быстрому произнесению чистоговорок следует в старшем дошкольном возрасте, лишь после того как дети научатся чётко и ясно произносить их в медленном и умеренном темпе. Чистоговорки в качестве речевого материала можно использовать и в работе над речевым дыханием с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.

Сказка – это одно из самых доступных средств полноценного развития речи каждого ребенка.

В младшем дошкольном возрасте используют атрибуты, которые будут героями сказки. Только взяв в руки игрушку, ребенок сможет начать: «Жил-был Мишка/Зайка…». Далее Мишка может строить дом, который не строится без помощи друзей. Зайка может выращивать морковку, поливая живой водой и пр.

4-летние дети смогут сочинить коротенькую историю, если их будет подталкивать к дальнейшим идеям взрослый. Ценным является то, что ребенок способен воспринять подсказку и сформулировать полноценное предложение, подходящее по смыслу рождающейся истории. «Захотел Зайка посадить деревце… чтобы на нем росли золотые яблочки… Для этого нужно деревце поливать волшебной водичкой». Дети 5 лет способны самостоятельно сочинить сказку, если им предложить несколько сюжетных картинок. Старшие дошкольники справляются с более сложными заданиями.

Сказки оказывают огромное воспитательное и обучающее воздействие на ребенка. Русская народная сказка легко воспринимается детьми, благодаря ей, у детей развивается воображение и мышление.

Под впечатлением услышанной сказки у детей возникает естественное желание показать действия героев: как бежала мышка, скакал зайчик, ковылял медведь, и показать характерные особенности персонажей интонацией, мимикой, жестами. Играя в сказку, дети чувствуют себя героями, их увлекает очарование вымысла, быстрая смена событий, необычность приключений и победа добра над злом.

А сейчас мы немного отвлечемся и поиграем.

Доскажите имена сказочных героев.

• Кощей… (Бессмертный)

• Елена… (Прекрасная)

• Василиса…. (Прекрасная или Премудрая)

• Сестрица… (Аленушка)

• Финист… (Ясный сокол)

• Иван…. (Царевич или дурак)

• Братец… (Иванушка)

• Змей … (Горыныч)

 

Следующее: «Составь слово из слогов и отгадай сказку»

В наборе слогов зашифрованы русские народные сказки.

Кашечрохав («Хаврошечка»).

Боклоко («Колобок»)

Зоркомо («Морозко»)

Гукароснеч («Снегурочка»)

Комерет («Теремок»)

ДыродйомМойдодыр

Щеинакатар  («Тараканище»)

Предлагаем вам шуточные вопросы по мотивам русских народных сказок.

1.     Назовите сказку, в которой нелицензированный напиток приводит к перерождению личности? ( «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».)

2.     В какой сказке говорится о круговой поруке: ты-мне, а я-тебе? ( «Гуси-лебеди», «Петушок и бобовое зёрнышко»)

3.     В какой сказке женитьба по расчёту превратилась в женитьбу по любви? ( «Царевна-лягушка».)

4.     Назовите сказку, в которой описывается несанкционированный захват личной собственности? ( «Заюшкина избушка»)

5.     В какой сказке семья фермера успешно закончила уборку урожая? ( «Репка»)

6.     В какой сказке преступник похитил детей с целью получения пропитания? ( «Волк и семеро козлят»)

В завершении своего выступления хочу сказать, что устное народное творчество влияет на все стороны развития речи и оказывает положительное влияние на развитие ребёнка в целом.

 

Категория: Из опыта работы | Добавил: jirikovaelena (24.02.2024)
Просмотров: 21 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Меню сайта

Сверим время

Поиск

Мой опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 46

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0