Актуальность выбранной темы
Возраст от 1,5 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей раннего возраста – помочь им в освоении разговорной речью родного языка.
Речь - чудесный дар природы, который не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Доказано, что речь ребенка развивается под влиянием взрослого и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которое начинаются с первых дней его жизни. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова.
Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.
С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умывание, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать.
Чем раньше мы начнем знакомить ребёнка с устным народным творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.
Цель:
Развитие речи детей второй группы раннего возраста с помощью малых фольклорных форм.
Задачи работы:
- Продолжать повышать собственный уровень знаний путём изучения литературы, журналов дошкольного воспитания,
посещения РМО, информаций из интернета, самообразования;
- Разработать перспективный план работы с детьми;
- Привлечение родителей к проблемам речевого развития детей;
- Приобщать детей к фольклору, увлечь народными сюжетами;
- Пополнить уголок по развитию речи новыми пособиями и новыми видами театра, иллюстрациями, масками;
- Внедрение эффективных педагогических технологий в работу с детьми раннего возраста;
- Подготовить материал для родителей по теме: «Пальчиковые игры для малышей».
Практические выходы:
- Проведение консультации для родителей на тему: «Пальчиковые игры для малышей»;
- Оформление папки-передвижки. Тема: «С пальчиками играем – речь развиваем!»
- Пополнение центра театрализованной деятельности новыми видами театра;
- Составление картотеки игр - потешек на все случаи жизни
- Отчёт о проделанной работе за учебный год.
План работы на год
Раздел
|
Сроки
|
Содержание работы
|
Практические выходы
|
Изучение методической литературы
|
Сентябрь - май
|
1 Л.Н. Павлова Фольклор для маленьких Журнал «Дошкольное воспитание»
1990, № 4, 7, 10
2. М.Н. Мельников. Русский детский фольклор М. Просвещение,1987 год
3. Князева О.Л.,
Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам
русской культуры СПб.: Детство – Пресс, 2000
4. Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить!
Развитие речи детей 1,5-3 лет
|
Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию).
|
Работа с детьми
|
Сентябрь
|
1. Использовать потешек в режимных моментах;
2.Чтение детям русских народных сказок; 3.Прослушивание
аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных
|
Совместная игровая деятельность.
|
Ноябрь
|
Использовать потешек в режимных моментах;
Разучивание и
проговаривание потешек. 3.Прослушивание
аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных;
4. Игровое занятие « Репка».
|
Совместная игровая деятельность.
|
Январь
|
Использовать потешек в режимных моментах;
Разучивание и
проговаривание потешек. 3.Прослушивание
аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных;
|
Совместная и самостоятельная игровая деятельность.
|
Март
|
Использовать потешек в режимных моментах;
Разучивание и
проговаривание потешек.
Дидактическая игра «Узнай потешку по картинке
(иллюстрации)», «Угадай, из какой потешки прочитан
отрывок?»;
Настольно-печатные игры по мотивам потешек (разрезные картинки, лото);
Прослушивание
аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных
|
Совместная игровая деятельность.
|
Апрель
|
Дидактическая игра «Узнай потешку по картинке
(иллюстрации)», «Угадай, из какой потешки прочитан
отрывок?»;
Прослушивание
аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных;
Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры- драматизации);
Настольно – печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото);
|
Совместная и самостоятельная игровая деятельность.
|
Май
|
Использовать потешек в режимных моментах;
Разучивание и
проговаривание потешек; Прослушивание
аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных;
Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры- драматизации);
Настольно – печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото);
Разучивание п\игр «Мыши водят хоровод», «Жили у
бабуси».
|
Совместная и самостоятельная игровая деятельность.
|
Работа с семьёй
|
Сентябрь
|
Знакомство с родителями,
выявление творческих способностей родителей.
|
Составление плана работы с родителями с целью повышения педагогической грамотности в вопросах развития и обучения своих детей.
|
Октябрь
|
Участие родителей в изготовлении
перчаточного театра к пальчиковой игре «Моя Семья»;
|
Оформление папки – передвижки на
тему: « С пальчиками
играем, речь развиваем».
|
Ноябрь
|
Консультация «Устное народное творчество. Потешки».
|
Оформление папки - передвижки на тему:
«Устное народное
творчество. Потешки».
|
Январь
|
Составление
рекомендаций для родителей по
использованию театрализованной деятельности дома
|
Оказание помощи в изготовлении пальчикового театра к р.н.с. «Репка»
|
Март
|
Показ родителям ролика «Потешки в жизни нашей группы»
|
Оформление
родителями: альбом потешек, книжка-
игрушка
|
Май
|
Подготовка информации к отчёту (сбор информации, фотографий).
|
Выступление на родительском
собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год
|
Самореализация
|
Сентябрь-май
|
Сбор информации для составления картотеки «Потешки в раннем возрасте»
|
Составление картотеки «Потешки в раннем возрасте»
|
Декабрь
|
Изучение темы:
«Театрализованные игры как средство развития
речи детей».
|
Обновить имеющие виды театра,
пополнить новыми видами.
|
Май
|
Отчёт о результатах работы по теме самообразования.
|
Выступление на родительском собрании.
|
|