Счастье и радость - лучшие друзья детства.

Четверг, 04.07.2024, 11:42

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Из опыта работы

«Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста»

Актуальность выбранной темы

Возраст от 1,5 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей раннего возраста – помочь им в освоении разговорной речью родного языка.

Речь - чудесный дар природы, который не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Доказано, что речь ребенка развивается под влиянием взрослого и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которое начинаются с первых дней его жизни. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова.

Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.

С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умывание, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать.

      Чем раньше мы начнем знакомить ребёнка с устным народным творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.

Цель:

           Развитие речи детей второй группы раннего возраста с помощью малых                                          фольклорных форм.

Задачи работы:

  1. Продолжать повышать собственный уровень знаний путём изучения литературы, журналов дошкольного воспитания,

           посещения РМО, информаций из интернета, самообразования;

  1. Разработать перспективный план работы с детьми;
  2. Привлечение родителей к проблемам речевого развития детей;
  3. Приобщать детей к фольклору, увлечь народными сюжетами;
  4. Пополнить уголок по развитию речи новыми пособиями и новыми видами театра, иллюстрациями, масками;
  5. Внедрение эффективных педагогических технологий в работу с детьми раннего возраста;
  6. Подготовить материал для родителей по теме: «Пальчиковые игры для малышей».

 

Практические выходы:

  1. Проведение консультации для родителей на тему: «Пальчиковые игры для малышей»;
  2. Оформление папки-передвижки. Тема: «С пальчиками играем – речь развиваем!»
  3. Пополнение центра театрализованной деятельности новыми видами театра;
  4. Составление картотеки игр - потешек на все случаи жизни
  5. Отчёт о проделанной работе за учебный год.

План работы на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

1 Л.Н. Павлова Фольклор для маленьких Журнал «Дошкольное воспитание»

1990, № 4, 7, 10

2. М.Н. Мельников. Русский детский фольклор М. Просвещение,1987 год

3. Князева О.Л.,

Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам

русской культуры СПб.: Детство – Пресс, 2000

4. Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить!

Развитие речи детей 1,5-3 лет

Анализ изученной литературы  (в плане по самообразованию).

Работа с детьми

Сентябрь

1. Использовать потешек в режимных моментах;

2.Чтение детям русских народных сказок; 3.Прослушивание

аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных

Совместная игровая деятельность.

Ноябрь

Использовать потешек в режимных моментах;

Разучивание и

проговаривание потешек. 3.Прослушивание

аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных;

4. Игровое занятие « Репка».

Совместная игровая деятельность.

Январь

Использовать потешек в режимных моментах;

Разучивание и

проговаривание потешек. 3.Прослушивание

аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных;

Совместная и самостоятельная игровая деятельность.

Март

Использовать потешек в режимных моментах;

Разучивание и

проговаривание потешек.

Дидактическая игра «Узнай потешку по картинке

(иллюстрации)», «Угадай, из какой потешки прочитан

отрывок?»;

Настольно-печатные игры по мотивам потешек (разрезные картинки, лото);

Прослушивание

аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных

Совместная игровая деятельность.

Апрель

Дидактическая игра «Узнай потешку по картинке

(иллюстрации)», «Угадай, из какой потешки прочитан

отрывок?»;

Прослушивание

аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных;

Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры- драматизации);

Настольно – печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото);

Совместная и самостоятельная игровая деятельность.

Май

Использовать потешек в режимных моментах;

Разучивание и

проговаривание потешек; Прослушивание

аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных;

Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры- драматизации);

Настольно – печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото);

 Разучивание п\игр «Мыши водят хоровод», «Жили у

бабуси».

Совместная и самостоятельная игровая деятельность.

Работа с семьёй

Сентябрь

Знакомство с родителями,

выявление творческих способностей родителей.

Составление плана работы с родителями с целью повышения педагогической грамотности в вопросах развития и обучения своих детей.

Октябрь

Участие родителей в изготовлении

перчаточного театра к пальчиковой игре «Моя Семья»;

Оформление папки – передвижки на

тему: « С пальчиками

играем, речь развиваем».

Ноябрь

Консультация «Устное народное творчество. Потешки».

Оформление папки - передвижки на тему:

«Устное народное

творчество. Потешки».

Январь

Составление

рекомендаций для родителей по

использованию театрализованной деятельности дома

Оказание помощи в изготовлении пальчикового театра к р.н.с. «Репка»

Март

Показ родителям ролика «Потешки в жизни нашей группы»

Оформление

родителями: альбом потешек, книжка-

игрушка

Май

Подготовка информации к отчёту (сбор информации, фотографий).

Выступление на родительском

собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год

Самореализация

Сентябрь-май

Сбор информации для составления картотеки «Потешки в раннем возрасте»

 

Составление картотеки «Потешки в раннем возрасте»

Декабрь

Изучение темы:

«Театрализованные игры как средство развития

речи детей».

Обновить имеющие виды театра,

пополнить новыми видами.

Май

Отчёт о результатах работы по теме самообразования.

Выступление на родительском собрании.

 

Категория: Из опыта работы | Добавил: jirikovaelena (16.08.2023)
Просмотров: 53 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Меню сайта

Сверим время

Поиск

Мой опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 46

Статистика


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0