№п/п
|
Содержание
|
Срок
|
1.
|
Выявление одарённых детей.
|
Сентябрь-октябрь.
|
2.
|
Подбор индивидуальных программ развития одарённых детей (форма, содержание).
|
Ноябрь.
|
3.
|
Проведение занятий развивающих познавательные процессы (восприятие, память, внимание)
|
В течение года.
|
4.
|
Проведение игр и упражнений на развитие координации движений и мелкой и крупной моторики.
|
В течение года.
|
5.
|
Проведение занятий по укреплению здоровья детей путем психопрофилактических занятиями.
|
В течение года.
|
Работа с родителями:
- Консультация «Одаренный малыш или как развить в ребенке талант» (Январь).
- Анкетирование родителей.
-Предоставление психолого-педагогических материалов на информационных стендах, на сайте. (В течение года).
-Родительское собрание: «Роль семьи, родителей для развития потенциальных возможностей ребенка». (Декабрь).
Диагностика одаренности для раннего возраста.
Существуют специальные методики, позволяющие уже в раннем возрасте определить одарённость ребенка. Например, одаренность можно определить по шкале американских психологов И. Холла и Н. Скиннер. Ими разработана нормативная шкала одаренности детей от 1 года до 7 лет.
Шкала систематизирована по трем разделам:
- общие двигательные способности,
- двигательные способности специального характера,
- развитие речи, «познавательный язык».
Диагностика одарённости для раннего возраста В. Алямовской
Адаптированный вариант шкалы, по которой можно оценить одаренность детей от 1 года до 3 лет. В. Алямовской (в книге "Ясли – это серьезно") .
Усвоенное действие
|
Норма (в месяцах)
|
Опережение на 30% (в месяцах)
|
Общие двигательные способности
|
1. Самостоятельно ходит
|
12,5
|
8,75
|
2. Прекратил ползать, ходит
|
15
|
10,5
|
3. Ползает по ступеням лестницы
|
15
|
10,5
|
4. Поднимается по ступеням
|
18
|
12,6
|
5. Сидит на стуле самостоятельно
|
18
|
12,6
|
6. Умеет переворачивать страницы книги
|
18
|
12,6
|
7. Спускается по ступеням лестницы, удерживаясь рукой за опору
|
21
|
14,7
|
8. Поднимается по ступеням, держась рукой за перила
|
21
|
14,7
|
9. Хорошо бегает (не падая)
|
24
|
16,8
|
10. Спускается и поднимается по ступеням самостоятельно
|
24
|
16,8
|
11. Ходит на цыпочках (Когда попросят)
|
30
|
21,0
|
12. Прыгает на двух ногах одновременно
|
30
|
21,0
|
13.Поднимается по ступеням, чередуя ноги
|
36
|
25,2
|
14. Прыгает с места вперед
|
36
|
25,2
|
15. Умеет кататься на трехколесном велосипеде, использует педали
|
36
|
25,2
|
Двигательные способности более специального характера
|
1. Рисует каракули самостоятельно
|
13
|
9,1
|
2. Имитирует штрихи при рисовании
|
15
|
10,5
|
3. Сгибает лист бумаги
|
21
|
14,7
|
4. Имитирует при рисовании штрихи типа О, Y
|
24
|
16,8
|
5. Рисует штрихи типа Y, Н
|
30
|
21
|
6. Имитирует из кубиков мостик
|
36
|
25,2
|
«Познавательный» язык (Развитие речи)
|
1. Имитирует слова
|
12,5
|
8,75
|
2. Активный словарь ребенка не менее 3 слов (помимо мама, баба)
|
14
|
9,8
|
3. Активный словарь ребенка из 4-6 слов, (включает и имена)
|
15
|
10,5
|
4. Показывает названную часть тела
|
17
|
11,9
|
5. Отвечает на вопрос Что это, называя один предмет
|
17,8
|
12,6
|
6. Выполняет указание взрослого положить предмет на стул
|
17,8
|
12,6
|
7. Имеет активный словарь из 10 слов
|
18
|
12,6
|
8. Имеет активный словарь из 20 слов
|
21
|
14,7
|
9. Соединяет 2 или 3 слова
|
21
|
14,7
|
10. Строит предложения из 3 слов
|
24
|
16,8
|
11. Использует в речи слова я, ты, мне
|
24
|
16,8
|
12. Называет на картинке 3 и более предметов
|
24
|
16,8
|
13. Может опознать 5 и более предметов
|
24
|
16,8
|
14. Опознает 7 предметов
|
30
|
16,8
|
15. Называет свое имя
|
30
|
21
|
16. Называет на картинке 5 и более предметов
|
30
|
21
|
17. Может сказать, как используются те или иные предметы
|
30
|
21
|
18. Считает предметы до 3
|
36
|
25,2
|
19. Умеет различать пол человека
|
36
|
25,2
|
Нормативная шкала одаренности позволяет выявить детей
- Опережающих в развитии своих сверстников.
- В чём-то отстающих от них.
Это позволит скорректировать содержание индивидуальных занятий. Педагогами нормативная шкала одаренности может быть использована для распределения детей по подгруппам для занятий.
|