Счастье и радость - лучшие друзья детства.

Воскресенье, 07.07.2024, 01:13

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Блог | Регистрация | Вход

Главная » 2022 » Июль » 14 » Использование игровых технологий в развитии познавательных и творческих способностей детей 2-3 лет»
14:13
Использование игровых технологий в развитии познавательных и творческих способностей детей 2-3 лет»

Понятие «игровые технологии» включают в себя достаточно обширную группу методов и приемов организации образовательного процесса в форме различных педагогических игр.

Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Сначала игровые технологии использовала как отдельные игровые моменты. Это «Бабушкины блины» (бабушка пекла блины, большие и маленькие. Большие для мамы с папой, маленькие для внуков. Но все блины перепутались и надо помочь бабушке разложить блины по тарелкам). Они очень важны в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей в детском учреждении. Их основная задача - это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама, интересного партнера в игре.

Интересные задания в игровой форме помогают детям познать много нового и интересного. По формированию элементарных математических

представлений существует много дидактических игр. Все эти задания нужно делать, играя. Главное, чтобы во время проведения занятий детям было весело и интересно.

Особое внимание уделяю насыщенности развивающей предметно-пространственной среды, которая направлена на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи, логического мышления. Так, были приобретены различные современные развивающие игры : логические пирамидки «Цветные столбики», математический планшет, развивающие игры Воскобовича «Двухцветный квадрат», «Кораблик Плюх-Плюх», рамки-вкладыши «Логоформочки»; пособия М. Монтессори: рамки с застежками из серии «Одевай-ка», коробочка с выдвижным ящичком, геометрические тела; развивающий материал «Удивлй-ка» из серии «Дружим с блоками Дьенеша», комплекты «Блоки Дьенеша» и «Цветные палочки Кюизенера»; а также приобретены тактильно-развивающая панель «Разноцветное домино», паровозик с фигурами в деревянном ящике, различные виды шнуровок, мозаики и пр.

В работе с детьми использую дидактические игры с народными игрушками — вкладышами (матрешки, кубы, пирамидами, в конструкции которых заложен принцип учета величины).

Используя различные дидактические игры, физкультминутки, пальчиковые игры, убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал по математике, правильно выполняют сложные задания. Поэтому выше перечисленные игры включаю в образовательную, совместную и самостоятельную деятельность детей. Применение игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.

При проведении занятий использую стихи, пословицы с математическим содержанием (Раз, два, три, четыре, пять, вышли зайчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять, в домик спрятались опять).Это помогает разнообразить обучение и сделать его эмоционально насыщенным. Предлагаю детям подсказывать некоторые строчки или последнее слово в строке, например:

Мы делили апельсин

Много нас, а он (один).

В работе с детьми третьего года жизни использую игровые технологии, направленные на развитие восприятия – это игровая ситуация “Что катится?” - дети при этом организованы в веселую игру – соревнование: “Кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот?”. Такими фигурками были сначала шарик, а затем кубик. Вместе с детьми сделали вывод, что острые углы мешают катиться кубику: “Шарик катится, а кубик - нет”. Для закрепления знаний предложила детям нарисовать квадрат и круг (закрепляются знания).

Игровые технологии направлены и на развитие внимания.

В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому необходимо учить детей, используя игровые приемы.

Была организована игровая ситуация на внимание: "Найди такой же” – предлагаю малышу выбрать из 4-6 шариков, кубиков, фигурок (по цвету, величине, игрушек "такой же”, как у него.

Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. В этом детям помогут игры типа «Найди пару», «Закрой окошки», «Найди такую же» и другие.

Для решения задач математического развития детей использую элементы следующих игровых технологий.

1. Логические блоки Дьенеша –это набор фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером и использую чаще всего три цвета (красный, желтый, синий) и четыре формы (круг, квадрат, по две характеристики величины (большой и маленький). Занятия «обыгрываю» в сказочной форме: мы не просто разбиваем блоки по цветам, а собираем «цветочки» или «грибочки» в разные корзиночки. Для начала предлагаю самые простые игры и упражнения, цель которых освоение свойств, слов «такой же», «не такой» по форме, цвету, размеру:

1) При игре в «Цепочку» не просто собираем последовательность блоков, а делаем «бусы» для куклы или выстраиваем «мостики» через речку.

2) Угости Мишку красными «конфетками» большими, квадратными, треугольными, маленькими и т. д.

3) «Сортируем по признаку». Выкладываю на стол все блоки и прошу отделить все красные. Затем – все жёлтые и не круглые и т. д.

4) «Найди такой же». Показываю один блок и предлагаю найти такой же по цвету (форме). Затем – «не такой же».

5) Перед детьми выкладывала три детали и предлагала считалочкой «Раз, два, три, четыре, пять, будем глазки закрывать!» дети закрывали глаза, я убирала одну из фигур. Произносила считалочку: «Раз, два, три, четыре, пять, можно глазки открывать!» просила открыть глаза затем спрашивала «Какую «конфетку» съел Мишка?»

Для этих игр использую как готовый альбом «Блоки Дьенеша для самых маленьких», так и свои разработанные карточки, при выкладывании которых используются все фигуры комплекта. Накладывая цветные блоки на изображения, дети испытывают радость созидателя, наблюдая, как под их руками плоскостные изображения превращаются в объемные предметы.

С целью использования различных сенсорных анализаторов и расширения сенсорного опыта малышей использую «Волшебный мешочек» : в красочный тканевый мешочек складываю фигуры и прошу найти на ощупь большой (или маленький) шарик, кубик.

Большое познавательное значение имеет создание из блоков домиков, машинок, дорожек, и т. п. У набора Lego есть свои преимущества, но сделать домик из обычных блоков Lego малышам не под силу, а домик из блоков Дьенеша из квадрата и треугольника получается за пару секунд.

Игровые упражнения с развивающим материал «Удивляй-ка» - это начальная ступень к играм с логическими блоками Дьенеша. Детей привлекает яркое пособие и занимательные задания «Знакомство с кругом», «Дай мишке такой же круг», «Бусы для кукол» и др., которые способствуют развитию памяти, внимания, количественных и геометрических представлений, творческих способностей.

Логические блоки Дьенеша можно использовать в различных видах деятельности: на занятиях, как комплексных, так и интегрированных, так как они хорошо обеспечивают наглядность, системность, смену деятельности; в аппликации, рисовании помогают ориентироваться на плоскости; в конструировании помогают ориентироваться в пространстве.

В результате к концу учебного года дети должны будут самостоятельно выделять, и называть цвет, форму, размер предметов, группировать и соотносить их по выделенным свойствам, свободно уметь выделить в предмете 3-4 признака.

В процессе разнообразных действий с логическими блоками дети учатся сравнивать, обобщать, классифицировать предметы по различным признакам, что очень важно не только в плане предматематической подготовки, но и с точки зрения общего интеллектуального развития.

Таким образом, используя логические блоки Дьенеша в системе сенсорного развития детей 2-3 лет, не только закрепляются полученные знания, но и развиваются мыслительные умения детей : сравнение, анализ, классификация, обобщение, а также творческие способности.

2. Палочки Кюизенера – это хороший материал для развития творческих способностей, логического мышления, внимания, памяти, способности моделировать и конструировать.

В начале использовала его как игровой материал. Дети играли с ними, как с обыкновенными кубиками и палочками, создавали различные постройки. Детям нравится выстраивать палочками (дорожки, поезд, заборчик, дом и др. Затем стала предлагать детям выкладывать дорожку или заборчик, обращая внимание на цвет, а затем на размер и цвет одновременно (строить одинаковые по высоте и цвету заборы).

Расскажу об игре «Заборчик» для детей раннего возраста, которая помогает установить отношение эквивалентности по длине и цвету. Дети выстраивают заборы для животных разных размеров (высоты) и разного цвета. Высота забора должна соответствовать «росту» того или иного животного (цыплёнка, поросёнка, телёнка). Дети испытывают затруднения в понятии высокий, низкий, и используют слова большой, маленький. Помогаю сделать вывод: оказывается, что заборчики получаются не только разной высоты, но и разного цвета.

Я считаю, что такая технология, как дидактическое пособие «Палочки Кюизенера» надо использовать в играх детей раннего возраста, так как они хорошо активизируют умственную деятельность детей, вносят разнообразие в игровую деятельность, дети с удовольствием их используют и в самостоятельной деятельности. Но в целях безопасности необходимо убрать мелкие детали.

3. Игровая технология В. В. Воскобовича.

Кораблик «Плюх-Плюх». Играя корабликом «Плюх-Плюх», на матче корабля дети прикрепляют определенное количество флажков, рассортировав их по цвету и величине. А также в ходе игровых действий дети знакомятся с капитаном Гусем и матросом Лягушкой. Кораблик «Плюх-Плюх» является многофункциональной игрой, которая: знакомит малыша с различными цветами, формирует математические навыки, прививает умения по сортировке предметов, учитывая их количество и цвет. А так как яркие флажки имеют шероховатую поверхность, то в процессе игры у ребенка развивается не только мелкая моторика пальцев рук, но и тактильные ощущения.

Двухцветный квадрат Воскобовича. Его можно сравнить с оригами и использовать с 2-х летнего возраста только 2-х цветный квадрат. Основные цвета квадрата: красный, желтый, синий и зеленый, и он легко трансформируется. Сначала дети самостоятельно рассматривали квадрат, находили и показывали пальчиком названный цвет, позже по показу стали создавать простейшие плоские фигуры: домик, конфетку, дорожку, крышу и т. д.

Таким образом, малыши незаметно для себя развивают сенсорные способности, а именно узнают и запоминают цвет и форму, совершенствуется речь, мышление, внимание, память, воображение; тренирует мелкую моторику рук. Игры с пособиями В. Воскобовича несут в себе развитие математических навыков, конструирование, развитие творческих способностей, мышление и воображение, а также вызывают у детей множество положительных эмоций и удивления.

("Игровой квадрат" представляет собой 32 жестких треугольника, наклеенных на гибкую основу (ткань) с двух сторон. Благодаря своей конструкции квадрат легко трансформируется, позволяя конструировать как плоскостные, так и объемные фигуры.)

4. Игры с пособиями М. Монтессори.

Игровые упражнения математического содержания по методике М. Монтессори помогают развить внимание, творческое и логическое мышление, память, речь, воображение, моторику.

Поиск игрушки в крупе «Найди предмет», рисование на крупе, геометрические пазлы: квадрат, круг и треугольник; мешочек с геометрическими телами, шнуровки способствуют развитию мелкой моторики, концентрации внимания, воображения.

Упражнение с коробочкой с выдвижным ящиком является элементом развития ребенка по системе Монтессори. Действие игрушки по воздействию на маленького ребенка можно сравнить с фокусом. Захватывает внимание и вызывает заинтересованность у детей, а также оказывает качественный обучающий эффект с долговременным закреплением новых навыков и знаний ( яркие основные цвета: желтый, зеленый, красный и синий; дает представление и понятие о предмете «шар», «шарик»).

Ребёнок испытывает интерес к вкладыванию предметов в ёмкости и отверстия на протяжении всего раннего детства – это необходимо для развития координации "глаз – рука". Ребёнок понимает, что исчезнувший из поля зрения предмет не пропадает насовсем. Поиск шарика, опущенного в отверстие, побуждает ребенка выдвигать ящик, совершенствуя движения и развивая умение действовать двумя руками одновременно. Полезно, когда ребёнок пользуется разными руками,развивается зрительно-моторная координация, умение действовать двумя руками и понимания постоянства объектов.

5. Информационные компьютерные технологии. Современные игровые технологии тесно переплетаются с технологиями проблемного обучения, предлагающими такую организацию учебно-воспитательного процесса, которая предполагает создание воспитателем проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Целью проблемной технологии выступает приобретение усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей детей.

Одним из наиболее актуальных направлений в современных игровых технологиях являются информационные компьютерные технологии.

В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами возникают психические новообразования: мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей. Возможности использования современного компьютера позволяет наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. ИКТ позволяют развивать интеллектуальные, творческие способности, умение самостоятельно приобретать новые знания.

Я считаю, использование игровых технологий с детьми 2-3 лет позволяет добиться лучшего усвоения учебного материала. Благодаря чему они становятся самостоятельнее, активнее, дети способны применять свои знания в новых ситуациях, использовать на практике и самостоятельно добывать их. То есть через игру идёт процесс развития индивидуальных способностей, психических функций.

В дальнейшей работе необходимо усложнять задания по вышеперечисленным игровым технологиям согласно возрасту детей.

Просмотров: 99 | Добавил: jirikovaelena | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Меню сайта

Сверим время

Поиск

Мой опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 46

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0