Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.
Поэтому работа по развитию речи детей на сегодняшний день является одной из самой сложной.
Сегодня вашему вниманию я хотела бы представить методику для развития речи детей, которая называется - Кубик Блума
Кубик представляет собой объемную фигуру, на сторонах которой написаны слова (либо нарисованы схемы-картинки). Они являются отправной точкой для ответа.
Подробнее ознакомится с теорией, касающейся «Кубика Блума» можно на слайдах.
И так….
Правила игры с Кубиком довольно просты:
1. Формулируется тема НОД или любой другой совместной деятельности с детьми
2. Воспитатель или ребенок бросает Кубик.
3. Выпавшая грань укажет, какого типа вопрос следует задать.
4. И так до тех пор, пока все грани Кубика не будут задействованы.
Совет: Если несколько раз выпадает одна и та же грань, можно сказать, что куб не успел повернуться, или ребенок слабо или сильно кинул куб и предложить повернуть куб другой гранью.
Эта методика уникальна тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера.
На основе приема Кубик Блума можно выстроить целое занятие, а можно использовать его, как один из этапов.
Педагогические задания:
Назови. Предполагает воспроизведения знаний. Это самые простые вопросы. Ребенку предполагается просто назвать предмет, явления, термин и т.д.
Например:
-назовите главных героев сказки (Муха-цокотуха, паук, букашки, комарик)
-назови кто написал эту сказку (К.И. Чуковский)
Почему. Этот блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть указать процессы которые происходят с предметами, явлениями.
Например:
-почему муха пригласила в гости к себе всех друзей? (муха-именинница)
-почему паучок муху в уголок поволок?( убить, Цокотуху погубить)
-почему все таракашки и жучки разбежались? (испугались)
Объясни. Это вопросы уточняющие. Они предлагают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.
Например:
-поступки гостей, поведение (испугались, разбежались, не желают воевать!)
-отношение к мухе-цокотухе (и никто даже с места, не сдвинется:
пропадай-погибай, именинница!)
Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока.
-Ты действительно думаешь, что гости поступили неправильно?
-Ты уверен в поступке комара?
Предложи. Ребенок должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Или предложить свое видение проблемы, свои идеи.
Например:
-другой сюжет
-название произведения
Придумай. Это вопросы творческие. Которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.
Например:
-придумай свою версию концовки сказки, если бы комар не прилетел.
-придумай прилагательные к каждому из героев: Муха-цокотуха, паук, букашки, комарик, бабочки, блошки и т.д.
Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности детей, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений. Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ребенка, его эмоциях, которые вызваны названной темой.
Например:
-«Как хорошо когда всё хорошо кончается!»
-«Поделись своим отношением к героям сказки, своими эмоциями к прочитанному произведению»
|