Счастье и радость - лучшие друзья детства.

Воскресенье, 07.07.2024, 00:50

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Блог | Регистрация | Вход

Главная » 2022 » Март » 18 » Особенности организации театрализованной деятельности и ее влияние на развитие детей 2-3 лет.
10:52
Особенности организации театрализованной деятельности и ее влияние на развитие детей 2-3 лет.

Ранний возраст – время, когда закладываются основы психического, физического развития человека. Этот период является условием личностного становления человека. В развитии способностей детей дошкольного возраста помогает театрализованная деятельность, театрализованные игры, которые способствуют развитию внимания, пространственного и образного мышления, вызывают яркие эмоции, незабываемые впечатления, помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, формируют связную речь. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям.

Для детей дошкольного возраста применяют следующие формы организации театрализованной  деятельности:

1. Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей: театрализованные игры; речевые игры; инсценировка потешек, песенок, стихов; игры – драматизации; подвижные речевые игры с персонажами сказок.

2.Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игры в повседневной жизни: посещение детьми театрализованных представлений;

3. Взаимодействие с родителями: культурно-досуговая деятельность в виде развлечений, праздников, концертов для родителей.

Для всестороннего развития детей и формирования интереса к театрализованной деятельности в ясельной группе необходимо создать уголок театра, который включал бы в себя:

- книги (детская художественная, познавательная и методическая литература);

- уголок ряженья,  короны, кокошники;

- фланелеграф;

- ширмы;

- аудио записи: с голосами животных,  музыки, песенок для сопровождения спектаклей;

- музыкальные инструменты: бубны, гармошки, барабаны, трещотки, дудочки, металлофон и др.( для создания шумовых эффектов);

- разнообразные виды театра: пальчиковый, конусный, настольный, кукол би-ба-бо, плоскостной, театр масок, деревянный.

Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка:

- от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности;

- от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли;

- от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя.

Прежде всего, необходимо формировать интерес к театральным играм, складывающийся в процессе просмотра настоящих кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов, сказок. В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Перчаточные и другие куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребёнок. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучение чувственности и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность в ясельной группе позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка,                    интелектуального и художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу.

Наблюдая за детьми в ясельной группе, я заметила, как наши малыши внимательно и с интересом смотрели показываемые мною потешки, стишки, сказки, с помощью театра игрушек, театра картинок, а потом с удовольствием все то, что видели повторяли, так как театр игрушек воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и художественные образы, и яркое оформление, и точное слово, и музыка. Благодаря таким игровым действием наши ребята начали говорить, так как театрализованная деятельность является наиболее эффективным средством, доступным для понимания ребенка.

В работе с детьми я применяла Матрешки – «сказки»: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба». Сначала я им показывала сказки, раскрывая и собирая матрешки, а потом они и сами стали просить их. Раскрывая матрешки-персонажи, выставляя их друг за другом, ребята постепенно стали рассказывать сказки.

Ни для кого не является секретом, что дети ясельной группы имеют свои особенности: разговорная речь не многочисленна, ориентировка в пространстве затруднена. Но возможность организовать самые простые постановки есть. При сопровождении речью взрослого, дети активно выполняют действия и разговаривают запомнившимися фразами. Детям ясельной группы сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают некоторые фразы,  изображая жестами действия персонажей. Например, при инсценировании сказки «Репка» малыши «тянут» репку, при разыгрывании сказки «Курочка Ряба» изображают плач деда и бабы, показывают, как мышка хвостиком махнула и пищат за неё. Малыши могут не только сами исполнять некоторые роли, но и действовать кукольными персонажами. В процессе таких игр-инсценировок, действуя вместе со взрослым и подражая ему, дети учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, совершенствуют свою речь, в которой важными составляющими являются эмоциональная окраска и интонация.

Очень важно само желание ребёнка участвовать в игре-инсценировке, его эмоциональное состояние. Стремление детей показать, что испытывает персонаж, помогает им осваивать азбуку взаимоотношений. Сопереживание героям инсценировок развивает чувства ребёнка, представления о плохих и хороших человеческих качествах. Занятия театральной деятельностью с детьми развивают не только психические функции личности ребёнка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным. Взрослый призван помогать ребёнку открывать черты прекрасного в окружающем мире, приобщать его к доступным видам художественно-эстетической деятельности.

Элементы театрализованной деятельности необходимо включать во все виды деятельности: познавательно-речевое развитие, художественно-эстетическое, музыкальное, и повседневную деятельность. Дети берут любой театр и изображают то, что хотят, временами придумывая и свои диалоги. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Благодаря театрализованной игре раскрепощается внутренний мир ребенка, пропадает комплекс «я не умею». Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.

Благодаря использованию театрализованной деятельности в процессе развития и воспитания дошкольников ясельной группы:

1. Расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире.

2. Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение.

3. Происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, рече-двигательного.

4. Активизируются и совершенствуются словарный запас, строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, темп, выразительность речи, интонационная сторона речи.

5. Совершенствуются моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.

6. Развивается эмоционально-волевая сфера, дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения.

7. Происходит коррекция поведения.

8. Развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения.

9. Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности.

10. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.

Таким образом, можно сделать вывод, что влияние театрализованной деятельности на всестороннее развитие детей ясельной группы, да и дошкольников в целом -  неоспоримо. В результате целенаправленного использования театрализованной деятельности дошкольники приобретают речевые навыки, на основе которых становится возможным построение связных высказываний, развитие мышления, памяти, воображения. Речь детей становится эмоциональнее, выразительнее и содержательнее. Анализируя собственный опыт работы в данном направлении, могу твердо сказать, что театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала.

 

 

Просмотров: 81 | Добавил: jirikovaelena | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Меню сайта

Сверим время

Поиск

Мой опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 46

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0