Счастье и радость - лучшие друзья детства.

Воскресенье, 07.07.2024, 02:41

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Блог | Регистрация | Вход

Главная » 2022 » Февраль » 14 » «Спектакль как интеграция культурных практик в старшем дошкольном возрасте».
14:32
«Спектакль как интеграция культурных практик в старшем дошкольном возрасте».

 Уже достаточно давно все дошкольное образовательное пространство работает в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Этот стандарт напрямую связал понятие «культурная практика» с целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования: «…ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности».

Таким образом, мы можем разделить эти виды самостоятельной деятельности ребенка /культурные практики на два больших блока:

 1. Культурные практики, инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми;

2. Культурные практики на основе инициатив самих детей.

Такую оптимальную форму работы с детьми, которая позволяет интегрировать самые разнообразные культурные практики можно объединить в один общий продукт – спектакль.

 Выделяются три основных вида театрализованной деятельности, в процессе которой дети в разной степени реализуют себя как самостоятельные, творческие и инициативные личности.

1. Традиционная игра-драматизация, в которой между играющими распределяются роли, и дети действуют в соответствии с тем, как развертывается содержание игры. Инициатива  и творчество детей направлено на лучшее выполнение взятой на себя роли. В ней важно не только ЧТО изображается, но и КАК изображается.

2. Творческая игра в сказку, в рамках которой у играющих появляется возможность самим выбрать себе роль по желанию, а, может быть, попробовать себя в нескольких ролях в течение одной игры.

3. спектакль как вид культурной практики – сказка, придуманная и разыгранная самими детьми.

Это культурная практика, которая рождается в процессе сотрудничества со сверстниками на основе полученных ранее знаний и навыков. Но и воспитатель не стоит в стороне. При организации данного вида деятельности, пожалуй, самая главная задача воспитателя увидеть инициативу ребенка, обратить на неё внимание других детей и помочь направить в творческое русло.

Дети с большим удовольствием участвуют в театральной постановке. Пожалуй, это и есть самая главная цель – доставить ребенку удовольствие, дать возможность раскрыть свои таланты и впустить в свою жизнь сказку…

Песни и танцы, а также и музыкальные фоны в некоторых спектаклях играют не менее важную роль, чем слово. Поэтому  особенно трепетно подбирается музыка к спектаклю.  

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования напрямую говорит нам о том, что мы должны «создавать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка…». Думается, что возможность поиграть с сюжетом, примерить на себя любую роль (а иногда и несколько за один раз), и есть лучшее условие для развития инициативы и творчества.

Для более выразительного решения роли важно было подобрать пластический образ, ведь наши герои  живут в движении. Основа хореографических номеров спектакля – импровизация самих детей. Но для того чтобы импровизировать, нужно уметь ориентироваться в пространстве, владеть соответствующими возрасту танцевальными движениями. Всё это дети приобретают на музыкальных занятиях и на занятиях хореографией. Далее, в силу вступает детская импровизация, ассоциативное мышление. Взаимодействие с партнерами приводит к составлению мизансцен.

В конечном итоге игра преобразовывается в выступление, которое является самым волнующим и ответственным этапом. Ребенок получает возможность заявить о себе и поверить в себя, а взрослым отводится роль помощников и ценителей. Для поддержания ростков инициативности и ответственности очень важно показать ребенку, что он успешен в своей деятельности, то есть создать ситуацию успеха.

Хочется обратить особое внимание, что при организации «игры в сказку» цель «художественно передать образ» отходит на второй план, главное – предоставить возможность ЛЮБОМУ ребенку сыграть ту роль, которую он сегодня ХОЧЕТ и ГОТОВ сыграть.

Педагогу остается скорректировать творческий посыл детей, не навязывая своего видения. Во время подготовки к спектаклю нужно осуществлять педагогическое руководство, чтобы дети чувствовали свою самостоятельность:

- вместе с детьми оформляются папки с их сказками-картинками;

- в книжном уголке представить серию книг русских народных сказок и былин;

- в уголок ряжения внести элементы костюмов;

 Таким образом, можно сказать, спектакль как вид культурной практики – сказка, придуманная и разыгранная самими детьми включает в себя все виды культурных практик:

- практика общения;

- практика решения конфликтных ситуаций;

- практика игровой деятельности;

- практика собирательства и коллекционирования;

- практика познавательно-исследовательской деятельности;

- практика продуктивной деятельности;

- практика восприятия музыки и музицирования;

- практика восприятия художественной литературы.

Своим сообщением я хотела сказать, что спектакль, не зависимо от его вида, гармонично сочетает разнообразные культурные практики, максимально позволяя каждому ребенку проявить себя как творческую, самостоятельную, инициативную личность.

 

 

 

 

Просмотров: 89 | Добавил: jirikovaelena | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Меню сайта

Сверим время

Поиск

Мой опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 46

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0